Я не люблю запугивания. Поэтому меня, при всей любви к прививкам, часто раздражает пропрививочная агитация, ограничивающаяся, порой, только грозными напоминаниями о пандемиях в допрививочную эпоху или описаниями мучительной смерти от той или иной инфекции. Население же, устав пугаться, отвечает "Нам нестрашно, вы все врете, современная медицина спасет любого". Но вся беда в том, что...
Россия, как фактор риска
В современной России медицины нет. Как отдельной отрасли – нет. Осталось лишь традиционное: КАК ПОВЕЗЕТ.
Есть прекрасные врачи если повезет с такими встретиться.
Есть отличная техника а если ОЧЕНЬ повезет, то рядом с этой техникой будет человек, который умеет ей грамотно пользоваться, и еще один человек (это два РАЗНЫХ человека!), который умеет следить за состоянием этой волшебной техники.
Есть неплохие руководства а если повезет, то вас будут лечить люди, которые эти руководства читали.
Теоретически – очень теоретически! – есть большая часть современных лекарств и если повезет, то, возможно, они достанутся вам по ОМС. Или врач не испугается сказать, чем именно лучше лечить пациента, вместо того, что имеется в наличии.
Видите? В России МОЖНО качественно лечиться. Но для этого должно крупно повезти. И деньги эту проблему не решают, потому что в частном секторе все тоже самое+евроремонт. А вот прививки позволяют хотя бы частично избежать попадания в колесо этой жуткой рулетки:
Ага. Хватило одного пациента, чтобы я изменила свое мнение и теперь активно советую прививать от гемофильной инфекции еще на первом году жизни. Потому что… 8 мес, здоровый ребенок, внезапно повышается температура, ребенок отказывается от еды, вялый, висит на матери. В легких шарманка из влажных и сухих хрипов, анализ крови резко воспалительный, назначаются антибиотики, диагноз «бронхит». И все было бы ничего, т.е., печально, конечно, что ребенку пришлось столкнуться с бактериальным бронхитом, но ладно… и не такое бывает… Ребенка вырвало, такое случается – и на фоне высокой температуры, и на фоне приема антибиотиков – и часть рвотных масс попала в носоглотку (ну, во всяком случае, мы так предполагаем). В итоге, к бронхиту добавился гнойный (бактериальный!) отит. Нет, все пролечили, возбудителя определили (та самая гемофильная палочка), ребенок благополучно поправился, обошлось даже без госпитализации… вот только на протяжении последующих 5 или 6 лет любой насморк оборачивался отитом, вирусным или бактериальным. Возможно, конечно, что гнойный отит в раннем возрасте здесь вообще ни при чем, а все упирается в индивидуальные особенности строения носоглотки ребенка… Но от гемофильной палочки лучше прививать!
Еще и потому что, например, эпиглоттит у детей – это мой личный профессиональный страх, наравне с бактериальным менингитом. Все дело в том, что эти состояния потенциально смертельны, если вовремя не оказать медицинской помощи. А при осмотре, особенно в начале заболевания, их достаточно легко перепутать с другими, более часто встречающимися и менее опасными состояниями. Ну, кашель, ну, затруднение дыхания, ну, горло болит… ОРВИ, ложный круп, все по стандарту… А там отекает надгортанник и через несколько часов, уже после ухода врача, дыхание может стать невозможным вовсе.
Эпиглоттит лечится, без проблем, но для этого надо, чтобы врач знал, как выглядит это состояние, мог его вовремя диагностировать, а в больнице, куда вы приедете, нашлись врачи, которые умеют смотреть таких пациентом и могут, при необходимости, провести интубацию (вот ребенок, вот его изначально узкое горло, а теперь там еще над этим горлом висит раздувающаяся на глазах штука – а тебе надо пропихнуть туда трубку). Во всех медицинских справочниках подчеркивается, наряду с необходимостью антибиотиков, необходимость ОПЫТНОГО персонала для лечения эпиглоттита.
Мы в России живем. Можно дальше не комментировать? Зарубежом, впрочем, с опытным персоналом тоже может быть неувязка. Если в России в больнице может просто не оказаться нужного врача\, то в западной Европе или в США врач, вероятно, будет. Но там прививают от гемофильной палочки уже давно! Вполне может оказаться, что, несмотря на весь свой опыт, это первый эпиглоттит в его практике. Ну или второй, а первый он видел 20 лет назад, студентом, как я, например, дифтерию.
2. Дифтерия
Бактериальная инфекция. Бактерия «убивается» антибиотиком и очень быстро. Вылечить дифтерию сейчас очень просто! Больше никаких пленок, затягивающих горло; никаких проблем с дыханием; никакого этого ужаса, описанного Чеховым… Главное, вовремя (чем раньше, тем лучше!) диагностировать дифтерию. А вот с этим как раз основная проблема и есть. Пока люди прививаются – дифтерии исчезающе мало, 3-5 человек заболевших на много-много миллионов. Она появляется в большом количестве тогда, когда привитых становится слишком мало. И очередное поколение врачей на практике знакомится с этой инфекцией. Вне всякого сомнения, они – после этого! – будут «вычислять» дифтерию сразу. Но только они. Следующее, следующее, и после следующее поколение будут читать про дифтерию в учебниках. Пока она снова не свалится им на головы!
И в этом основная проблема и есть. Потому что бактерия дифтерии выделяет токсин. И если саму бактерию легко убить антибиотиком, то для борьбы с токсином нужна сыворотка. И чем раньше она будет введена, тем лучше. А если сыворотку не вводить или ввести слишком поздно, то токсин может повредить клетки сердца (миокардит) или нервные клетки (паралич, невозможность глотать, невозможность дышать). При этом – сюрприз, да? – сама по себе сыворотка от дифтерийного токсина весьма и весьма аллергична, никакой апельсин или шоколад даже рядом не стояли. Она делается из сыворотки лошадей, поэтому там много чужеродных для человека белков. Прежде чем вводить такую сыворотку надо сделать пробную реакцию (на коже) и если она будет слишком большой, то сыворотку вводить нельзя.
Я честно признаюсь, что распознать или хотя бы заподозрить дифтерию с первого взгляда я не возьмусь. Просто нет соответствующего опыта. И, подозреваю, тоже самое можно сказать про большинство терапевтов и педиатров. Вот уже 25 лет, как большинство врачей в РФ (и во всех развитых странах тоже!) в глаза дифтерию не видели.
То есть, повторяется история с гемофильной инфекцией: несмотря на то, что лечение возможно, опытного персонала, способного это лечение обеспечить вовремя и в полном объеме, физически не существует в достаточном количестве.
3. Столбняк
Еще одна инфекция, где токсин, выделяющийся бактерией, гораздо хуже, чем сам возбудитель. Прививка защищает от токсина, если же непривитой человек столкнулся с столбняком (или высокой возможностью его подцепить), то вводится антистолбнячная сыворотка.
Беда в том, что в России, например, последние 3 года эта сыворотка (во всяком случае, в государственных учреждениях) тоже лошадиная! Со всеми «прелестями» этого препарата, в виде, действительно, высокой аллергенности. Впрочем, столбняк – без сыворотки – смертелен. Куда ни кинь, в общем, всюду клин.
Несомненно, на большей части той же России столбняк не особенно актуальная инфекция: слишком холодно. Споры столбнячной бактерии «живут» в земле, с землей и попадают в открытую рану, там «оживают» и начинают свою смертоносную работу. Ну а на большей части территории России зимы холодные и почва благополучно промерзает, вместе с потенциальными возбудителями столбняка. Основная часть случаев столбняка в России – это теплые места, такие, как Краснодарский край, например.
Однако… шарик у нас маленький, люди ездят много и охотно… в Индию, на тропические острова, всякие теплые побережья… Травма. Ожоги. Роды (особенно роды без медицинской помощи где-нибудь на Бали или на Гоа!). Все это риск подцепить столбнячную инфекцию.
Поэтому лучше прививаться – и жить спокойно. Про детей и так все знают, а взрослым надо повторять прививку от столбняка каждые 10 лет, вместе с прививкой от дифтерии.
4. Коклюш
Здесь говорить особо не о чем. Для младенцев до года – смертельно опасная инфекция, для детей после года – крайне неприятная. Взрослые, как известно, при коклюше ребра могут от кашля сломать; у детей, после месяца надрывного кашля до рвоты, могут быть и тики, и заикание, и проблемы с аппетитом…
В общем, как мне сказала одна мама: «Если бы я знала заранее, что это такое, я, конечно бы, всех привила!». Вот, говорю всем заранее.
А еще я хотела бы подчеркнуть и напомнить, что прививка от коклюша, сделанная в раннем возрасте, «заканчивается» к 7-8 годам! Именно поэтому дети, привитые по российскому графику вакцинации, в младшей и средней школе вполне могут заболеть (и принести домой, к младшим детям!) коклюшем. Так что прививку от коклюша, точно также как и прививку от столбняка и дифтерии, надо регулярно повторять, и детям, и взрослым, благо сейчас существует хорошая бесклеточная вакцина от всех трех инфекций сразу.
5. Пневмококковая инфекция
Все, что было сказано про гемофильную инфекцию, можно повторить и про пневмококковую. Все бактериальные осложнения после ОРВИ, все эти бактериальные отиты-пневмонии-бронхиты – это, преимущественно, они, пневмококк и гемофильная палочка.
С одной стороны, ничего страшного – курс антибиотиков и все пройдет. С другой… хорошо, если бактерия будет чувствительна. Если антибиотик будет предложен хороший и с небольшим количеством побочных эффектов. Если антибиотик будут давать через рот или в капельнице, а не внутримышечными инъекциями, как в многих больницах…
В общем, лучше не болеть.
Прививаться надо не потому, что без прививок вы или ваш ребенок можете умереть. Можете, конечно, но это относительно небольшая вероятность. Прививаться надо потому, что это улучшает качество жизни – меньше бактериальных инфекций, меньше приемов антибиотиков. Потому, что это позволяет не волноваться из-за доступности и качества медицины, в какой бы стране\городе\месте вы не находились. Потому, что это уменьшает тревожность. И еще потому, что это улучшает здоровье – но про это в другой раз.